Крутой пируэт:
как студия бальных танцев сумела пережить кризис пандемии и остаться в плюсе
Юрий Морозов, основатель и директор студии бальных танцев «Бегония» рассказал корреспонденту информационного ресурса DЕЛИSPACE о сложностях ведения бизнеса и отработанных антикризисных приемах, которые позволяют предпринимателям выигрывать даже в самые сложные времена.
- Почему именно танцевальный бизнес? Не фитнес, или, скажем, косметический салон?
- Все просто. Супруга Карина с детства занималась бальными танцами, успела познакомиться с изнанкой вида деятельности, но сохранила страсть на всю жизнь.
Как я шучу, танцевальные гены проснулись в ней раньше рефлексов. Когда мы поженились, впервые задумались о бизнесе, она сразу предложила открыть клуб бальных танцев.
Пока жена обучалась на семинарах, мониторила все детали преподавания, я штудировал экономическую литературу и Налоговый Кодекс РФ, узнавал о тонкостях ведения собственного дела.
- Поделитесь, с чего важно начинать при открытии своей студии?
- Первое, с чем важно определиться, - направление танцев и их целевая аудитория.
Мы хотели объять необъятное и расширить число предложений для потенциальных клиентов разных возрастов и потребностей. После анализа рынка открыли группы для клиентов от 4 до 65+ лет. Заниматься танцами к нам могут приходить люди разного возраста: научиться двигаться ритмично, стать гибкими, вернуть вкус к жизни...
- Что было самое сложное на старте танцевального бизнеса?
- Основная сложность – поиск подходящего помещения.
Во-первых, для студии танцев требуется просторный зал с зеркалами, современными инженерными коммуникациями. Например, нам нельзя работать без хорошей системы вентиляции, качественной электрики, водоснабжения.
Во-вторых, разновозрастная клиентура подразумевает разные требования к условиям пребывания. Детям обстановка не так важна, как молодежи и людям от 30 лет и выше. Но работа с детьми обязывает владельца подумать о безопасности зала: это нескользкие полы, удобные и чистые раздевалки, санитарные комнаты, постоянный доступ к чистой питьевой воде.
Если говорить о клиентах-пенсионерах, они больше приходят сюда за общением и хотят отдыхать после танцев на мягких удобных диванах. Обеспеченные клиенты любят повышенный комфорт, эксклюзивный дизайнерский ремонт, эффектные фотозоны, фитобары…
На выходе сумма инвестиций только на этапе поиска и ремонта помещений часто составляет внушительные суммы. В нашем случае стартовым вложением стал кредит на круглую сумму. Без уточнений скажу, что счет шел на несколько миллионов рублей. Мы нашли помещение, вложились в реконструкцию практически с нуля, но превратили его «в конфетку».
- И все-таки этот опыт оказался печальным… Почему же ваша студия оказалась на грани закрытия?
- Первое время дела «Бегонии» шли отлично. Долг перед банком мы с супругой погасили, поставили грандиозные цели по развитию клуба в сеть.
И тут курс рубля рухнул, начался экономический спад, произошел первый отток постоянных клиентов. Первыми, кто отказался от занятий танцами, стали люди в пенсионном возрасте.
Затем ушли активные молодые семейные ребята 35+. Их, видимо, затянул водоворот дел, необходимость кормить семьи. Некоторый период удерживались только за счет детей – многие занимались несколько лет, увидели первые результаты, стали выезжать на турниры и бросать начатое не захотели.
Но «вишенкой на торте» нашей полосы невезения стал коронавирусный локдаун, который ввел в ступор наш бизнес. Этот период мы с супругой до сих пор вспоминаем с ужасом. Зал был закрыт, а коммунальные счета копились. Педагоги стали от нас уходить: по изначальной договоренности они получают заработную плату из двух частей – фиксированного оклада и бонусов. Жить на зарплату без клиентской комиссии им оказалось очень сложно. Мы с Кариной отнеслись к решению специалистов с пониманием. Супруга в пандемию старалась подрабатывать частными уроками в режиме онлайн, но доходы явно не покрывали и малую часть нужных расходов. Нужно было думать о развитии, поиске новых клиентов. Любая пандемия имеет свойство заканчиваться, жизнь побеждает.
- О рекламе в Интернете не думали?
- Как только Роспотребнадзор начал снимать ограничительные меры, мы решили запустить массивную рекламную компанию в социальных сетях. Нашли студию интернет-маркетинга, обновили сайт, внедрили целый пакет услуг по SЕО-продвижению… Оказалось, что выйти в ТОП-10 в поисковиках Yandex и Google крайне долго, сложно, а главное – финансово затратно.
«Бегония» по своему формату больше закрытый клуб единомышленников, до размаха и оборотов сетевых студий нам очень далеко. Откликов от рекламы в Интернете поступало крайне мало, так что опыт поначалу показался нам провальным. Хотя именно он подтолкнул к мысли, которая оказалась в итоге спасением для студии.
Случилось так, что нам на страничку стали писать хореографы в поисках работы. Активная рекламная компания навела их на мысль, что мы развиваемся и, возможно, набираем штат новых сотрудников. Многие делились опытом, сетовали на резкое падение спроса. В то же время выяснилась интересная вещь. Оказалось, что педагоги сумели сохранить клиентскую базу, но вот вести их онлайн стало сложнее – как только в серых буднях самоизоляции появился просвет, люди захотели выйти из надоевших квартир. Только вот снимать помещение на постоянной основе большинство частных преподавателей позволить себе не могут.
С другой стороны, претерпели изменения пожелания клиентов. Приоритетом стало местоположение студии недалеко от дома. И поскольку доходы у населения снизились, важно было найти способ удержать стоимость абонемента, не ухудшая условия пребывания в студии.
- За счет чего вы добились экономии в такой сложный период?
- Мы с женой сели за стол переговоров, провели мозговой штурм и приняли болезненное решение отказаться от постоянного помещения. Содержать его стало слишком дорого для нашего бюджета. В поисках выхода мы перешерстили весь интернет. А потом случайно увидели объявления о сдачи внаем офисов на условиях почасовой аренды. Не скрою, изначально к идее отнеслись скептически. Напомню, что студия танцев подразумевает зеркала, вентиляцию, хорошую электрику для постановки света и подключения музыки. Обязательны раздевалки, вода. Слишком много «но».
Тогда мы сели на автомобиль и лично объехали несколько помещений, чтобы увидеть предложения. Были приятно удивлены. Оказалось, рынок офис-шеринга развивается в городе семимильными шагами, выбор оказался огромным – на любой вкус и цвет. В итоге мы передумали продавать свое помещение и сдаем зал в аренду. Размещаем объявление с фото на сайте и принимаем звонки и заявки. Клиенты звонят мне напрямую через подменный номер телефона, мы с ними договариваемся о дате и времени аренды с оплатой на месте. О рекламе, продвижении, поиске клиентов заботиться больше не нужно.
- Понятно, что предложений много. Но людям страшно платить за кота в мешке, чтобы вместо красивой фотографии в сети в реальности увидеть разбомбленное помещение...
- Лично мы, перебрав множество вариантов, остановились на сервисе DЕЛИSPACE. Оказалось, что здесь собраны достойные предложения, риск увидеть на картинке одно, а на месте другое – исключен.
- А где сейчас обитает сама «Бегония»?
- Точно так же, как все остальные, арендуем помещения на час, два или больше – все зависит от потока клиентов, плотности трафика.
Примерно схема выглядит так: я нахожу нашим хореографам зал, предлагаю удобное время, а они самостоятельно формируют режим работы и уведомляют меня. Схема оказалась гибкой и со всех сторон удобной - учителям удобно платить только за то время, каким они пользуются залом по факту. Клиенты рады, что занимаются близко от дома. Имидж студии растет, ведь со стороны она выглядит, как хорошо развитая сеть.
- Со стороны процесс выглядит подозрительно гладко…
- За исключением того, что лично мой рабочий день растянулся до бесконечности. Но это – вопрос личной самоорганизации, к танцевальной студии он отношения не имеет.
- Какой советы вы можете дать тем, кто захочет последовать примеру и открыть танцевальную студию?
- Мне очень нравится цитата Харуки Мураками, из романа «Охота на овец»: «Танцуй, пока звучит музыка. Продолжай танцевать. Зачем танцуешь – не рассуждай. Задумаешься – остановятся ноги. А если хоть раз остановятся ноги, мы тебе не сможем помочь».
В бизнесе, как и в танцах, останавливаться нельзя. Важно всегда идти вперед, а нужные решения обязательно найдутся. Как, например, в нашем случае. Не забывайте, сейчас больше шансов выжить гибкому бизнесу, способному быстро перестроиться под новые реалии.